Процесс печати фотографий с негатива на фотобумагу имел свои особенности и правила, которые были обязательны и строго выполнялись всеми фотолюбителями и профессионалами. Во первых, это — использование специальнго фонаря с красным светофильтром для освещения помещения фотолаборатории, т. к. чёрно-белая фотобумага почти не боялась красного света и только при очень длительном времени такого освещения могла засветиться и стать непригодной к использованию; во вторых — время выдержки (засветки) фотобумаги, через фотоувеличитель или при контактной печати, выбиралось в зависимости от плотности кадра (тёмный или светлый), мощности лампы в фотоувеличителе, размера кадра и типа используемой фотобумаги. Многие фотографы при печати просто считали секунды вслух или "про себя", особенно если выдержка была небольшой и опытный мастер мог это делать достаточно точно и стабильно, но в некоторых случаях приходилось делать выдержку в несколько десятков секунд или даже минут. В таком случае было просто необходимо использовать реле времени, которое само отсчитывало необходимое время выдержки и отключало лампу фотоувеличителя. На фотографии Вы можете видеть одно из таких устройств. Это реле времени "ИЗОХРОН". Небольшая пластмассовая коробка с двумя поворотными головками — регуляторами единиц и десятков секунд, а также двумя кнопками: верхняя справа "кадр" — переключатель режима печать или красный фонарь, а нижняя в середине — "печать". На задней стороне устройства имеется две розетки для подключения фотоувеличителя и красного фонаря. При выставленом времени в секундах по шкалам регуляторов нажималась кнопка "печать" и включалась лампа фотоувеличителя. Можно было заниматься чем-то другим и не следить за временем, электронная схема сама отсчитывала нужное время и выключала фотоувеличитель. При длительных выдержках фотограф мог спокойно следить за фотобумагой в кюветках с проявителем и перекладывать готовые фотографии в воду для промывки и в фиксаж для завершения химических процессов, его так и называли — закрепитель или чем-то другим, а после выключения лампы увеличителя брал экспонированый лист фотобумаги и помещал его в проявитель. При контактной фотопечати фотопластинка прижималась к фотобумаге в специальной рамке и фонарём или тем же фотоувеличителем без негатива освещалась белым светом с отсчётом времени через то же реле времени. Были и более сложные реле времени с возможностью замера освещённости кадра специальным датчиком, который помещался в светлый участок кадра и автоматически выставлял время выдержки фотоувеличителя. Я пользовался таким устройством, которое сам сделал и настроил, но проще было просто сделать пробную фотографию с нужной плёнки простым способом — фотобумага в рамке фотоувеличителя прикрывалась чёрным конвертом от фотобумаги так, чтобы осталась только узкая полоска с одного края, включалась лампа увеличителя и каждые несколько секунд (в зависимости от полотности негатива и прочих условий) конверт сдвигался и открывал небольшой участок кадра пока он не открывался весь. После проявки готовая фотография внимательно рассматривалась и выбиралась полоска с наиболее хорошими видимыми параметрами. Считаем количество полосок от начала кадра и складывам время экспонирования каждой полоски. Оптимальное время выдержки известно. Далее опытный фотограф легко "на глаз" определит выдержку каждого кадра плёнки.
Таким был процесс получения готового снимка или, проще говоря, фотографии. Но весь описанный процесс касается чёрно-белой фотографии. При цветном процессе все действия выполнялись в полной темноте, но реле времени и там применялось так же и даже более часто из за необходимости более точных параметров фотопечати.
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.