В предыдущей части статьи я рассказал о правой клавиатуре моего баяна. Я умышленно лишь вскользь упомянул о левой басовой клавиатуре, чтобы не напугать Вас её видом и устройством. Теперь Вы готовы к встрече с этим механизмом. Для начала снимаем с корпуса ремень и вытаскиваем по одному маленькому гвоздику на торце корпуса в верхней его части.
Здесь всё гораздо сложнее, чем в правой. Эта клавиатура имеет сразу пять рядов кнопок. Два первых от меха ряда- это чисто басовые ноты. Третий ряд — мажорные трезвучия, т.е. при нажатии одной кнопки открываются сразу три канала и звучит три ноты, входящие в мажорный аккорд от ноты этой кнопки. Четвёртый ряд — так же, но уже минорные аккорды (трезвучия), а пятый — это септаккорды, они состоят уже из четырёх нот. Соответственно и механика этой клавиатуры сделана так, чтобы осуществлялась поставленная задача. Здесь имеется две группы клапанов, в каждой из которых по 12 нот.
То, что на каждом резонаторе именно по 12 Голосов, не случайно. Ведь звукоряд любой октавы состоит из 12 нот — 7 чистых нот — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си плюс 7 полутонов — До # , Ре # , Фа # , Соль # , Ля # . Итого 12 нот. В международной раскладке ноты пишутся как — C, D, E, F, G, A, B и знаки # или ♭ . Знаки # после ноты повышает её звучание на пол-тона вверх, а знак ♭ — понижает её на те же пол-тона. Таким образом, вся басовая клавиатура баяна (и аккордеона) построена на этих 24-х нотах, вернее их сочетаниях (аккордах). Для снятия этих двух резонаторов, необходимо повернуть Г-образные скобы на их торцах. После этого они легко снимаются. На последнем фото в галерее ниже видны окошки каналов обоих резонаторов, закрытых подушечками клапанов с обратной стороны корпуса, на которой расположена вся механика басов и аккордов баяна.
Каждый клапан открывается при повороте одной из длинных осей, расположенных на внутренней части корпуса — дне отсека с клапанами. На фотографии они выглядят как закреплённые с двух сторон 12 ровных тонких осей с приваренными к ним вертикально проволочными рычагами. При нажатии на клавишу, сдвигается плоская пластина с плоскими отводами на ней. Эти отводы нажимают на два, три или четыре рычага на осях привода открытия клапанов, в зависимости от того в каком ряду клавиатуры находится нажатая кнопка.
Одновременно с нажатием кнопки и поворотом оси или осей клапана приподнимаются клапаны в виде подушечек и открывают каналы, ведущие к резонаторам на обратной (внутренней) стороне отсека клапанов. Всего у басовой части баяна их два — первый для группы клапанов с более высокими нотами и меньшими по размеру звуковыми планками, а второй — резонатор для группы басовых нот низкой резонансной частоты. Он крупнее первого резонатора и Голоса на нём более крупные. Когда нажимается кнопка первого или второго ряда клавиатуры, звучит нота баса большого резонатора и бас той же ноты на октаву выше первой группы резонаторов. При нажатии кнопки третьего или четвёртого ряда, отводы на пластине этой кнопки нажимают на три рычага на первой группе клапанов. Звучит мажорный или минорный аккорд. При нажатии на кнопку пятого ряда сразу четыре отвода на её пластине поворачивают четыре оси и открывают четыре клапана на первой группе клапанов. Звучит септаккорд. Все клапана имеют прижимной механизм и закрыты, если не нажата ни одна кнопка.
Все пять рядов кнопок, вернее их продолжение — плоские пластины с отводами закреплены в три слоя в направляющие прорези трёх слоёв деревянных реек. Первый слой из длинных пластин открывает клапана, связанные с первыми двумя рядами кнопок на клавиатуре. Это все басовые ноты. Второй ряд пластин — мажорные аккорды, а третий верхний слой открывает клапана минорных и септаккордов.
Скорее всего, если хорошо поискать, можно найти литературу по устройству и ремонту подобных муз. инструментов. Но мне очень уж хотелось разобраться в его устройстве самому́. Ушло на это пара дней. Вернее понял я принцип их работы быстро, но они были искарёжены. Мне пришлось полностью разобрать весь этот механизм. Снять все пластины и добраться до осей поворота крепления клапанов. Все проволочные рычаги на этих осях были согнуты в совершенном беспорядке и никак не соответствовали нужному положению для открывания клапанов соответствующим кнопкам. Они их вообще не открывали, а кнопки провалились внутрь своих отверстий. Когда я начал всё это хозяйство разбирать, сразу подписал все пластины по порядковому номеру их установки в слоях и прорезей в рейках и, конечно же, зарисовал положение самих реек относительно друг друга. Затем пришлось немного подправить подушечки, закрывающие окна всех каналов. Некоторые из них не ложились на свои места, были погнуты их тяги. Затем я обозначил ноту каждого окна всех каналов, проследив их по нажимаемым кнопкам на клавиатуре и , сравнивая со схемой кнопок на рисунке клавиатуры, со всеми обозначениями нот а аккордов (нашёл в сети). Располагая этой информацией, я начал с первого ряда кнопок подгибать проволочные рычаги на осях клапанов.
Потихоньку поправил их все сначала для первого, затем и второго ряда кнопок. Оказалось, что их нужно было править одновременно для обоих рядов кнопок. Но сними пришлось повозиться, пока окошки клапанов стали легко и правильно открывать при нажатии на любую из них по две подушечки.
Закрепив окончательно планку, которая удерживала на месте пластины двух первых рядов кнопок, Я приступил к к третьему ряду. Здесь всё оказалось сложнее. Пластины первых двух рядов длинные и захватывают клапана по одному на двух полосах окон к каналам резонаторов. Они разнесены по длине пластин и всё легко просматривается. Теперь же каждое нажатие на кнопку должно приподнимать сразу три подушечки. И все они расположены на первой полосе окошек, ведущих к первому ряду резонаторов. Тяги короткие и все должны открывать нужные каналы. Нужно подгибать каждый проволочный рычаг на своё место, не сбивая настройку этого же рычага для нижнего ряда пластин. Ведь они уже настроены для работы первых рядов кнопок. Кое как справился. Те же действия пришлось выполнить для четвёртого ряда. Но после всех этих действий мне пришлось разобрать и вновь собирать все пять рядов кнопок и снова подгибать их ещё много раз. Постоянно оставалась или появлялась небольшая ошибка в форме изгиба рычажков. Очень трудно подогнуть их для правильного срабатывания верхнего слоя тяг, не испортив изгиб для нижнего или верхнего. Особенно, если стараться сделать минимальный люфт кнопок. Как я убедился в конце-концов, Свободный ход кнопок нужно обязательно оставлять не менее 0,3-0,5 мм.. Иначе какой-нибудь клапан (или даже не один), обязательно будет плохо закрываться. Но и с этим я справился. Ай, да я… Поверьте, это было очень трудно.
Осталось собрать воедино все три части баяна — Две клавиатуры и раздвижной мех между ними. Но после всего, что я сделал до этого, это можно сделать просто на ощупь. Короче говоря баян был готов. Я поставил на место фальшпанели и ремень… Когда я его взял на руки, нажал на несколько кнопок и, поставив на колени растянул меха, он Зазвучал! О, это было бесподобно. Особенно басы. Аккорды звучали Божественно. На правой клавиатуре кнопки нажимались легко, ноты звучали нормально. Я посмотрел схему расположения нот и после нескольких попыток, кое как, сыграл гамму. Но больше всего мне понравилась всё же левая клавиатура. У меня хороший слух и правильность аккордов я слышу без проблем. Теперь осталось найти кого-то из знакомых, кто умеет на нём играть, и услышать его нормальное звучание при игре. Учиться играть самому уже позднова́то, но попытку я сделаю. Только что из этого выйдет, не знаю. Страшно начинать. Это не гитара, и даже не пианино. Пока, я боюсь этих кнопок. Слишком непривычно.
На этом, пожалуй, стоит закончить мой рассказ. В том, что мой баян ещё зазвучит я уверен. Соответствие правильности, вернее соответствию нот нажимаемым кнопкам, я проверил по Тюнеру — программе, которую я описа́л в первой части моего рассказа. В любом случае, я собой доволен.
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.