Иногда, я очень жалею, что не фиксировал на фото некоторые вещи, которые ремонтировал или эксплуатировал в былые годы. Вот и сейчас об этом жалею. Решил написать статью, а показать нечего. Кто тогда об этом думал?… А рассказать я хочу о старых советских часах для старых автомобилей. В прошлом я занимался ремонтом часов, которые были установлены (чуть не написал «стояли») на советских автомобилях доэлектронной эпохи — Победа М-20, Волга ГАЗ-21 и ГАЗ-24. В 80-х годах прошлого века их было достаточно много. Уже выпускались электронно-механические часы типа тех, что устанавливались на ВАЗ-2103 и, в основном, ремонтировать приходилось именно их, но и Волговские ещё были весьма распространены. Хотя, надо заметить, что по надёжности они превосходили ВАЗовские. А отличались они своими солидным и шикарным видом, а также механизмом. Главная особенность автомобильных часов — это длительная работа без ручного взвода. Для легковых автомобилей Горьковского автомобильного завода уже давно был разработан такой механизм на Челябинском Часовом Заводе (ЧЧЗ). Для Победы М-20 и Волги Газ-21 это были часы АЧВ, А для Газ-24 АЧВ-3. Сами механизмы были практически одинаковыми, отличались лишь внешним видом, креплением и головками перевода стрелок. Часы получились очень надёжными и достаточно точными. Ведь они были механическими, только работали не от ленточной пружины в «барабане», как все подобные механизмы, а от самой обычной натяжной пружины из стальной проволоки. Правда, её натяжения хватает ненадолго, минут на 15, но это компенсировано автоматическим взводом с помощью электромагнита от бортовой сети автомобиля. Как только пружина сжималась, замыкались контакты питания электромагнита, и пружина вновь натягивалась. Для аккумулятора такая нагрузка была практически незаметна, и даже если автомобиль не эксплуатировался, часы продолжали работать. Только каждые 10 -12 минут слышался очередной «Вжик»… На натяжение пружины уходит доля секунды, и часы продолжают работать. Задержки в работе не происходит потому, что у пружины всегда есть остаточное натяжение, она не отпускается до конца и ход часов продолжается.
Теперь расскажу о само́м часовом механизме на примере часов АЧВ от а/м Волга Газ-21. Он такой же, как во многих механических часах с анкерным ходом того времени — усилие пружины через два зубчатых храповика на взводной скобе вращает тяговое колесо, которое за счёт трения, обеспеченного упругой проволочной скобой, передаёт вращение на центральное минутное колесо. Оно передаёт усилие на ещё несколько колёс повышающих число их оборотов и, за счёт этого, снижающих передаточное усилие на их зубьях. Последними в этой цепочке идут часовое, вексельное, минутное, секундное (стрелка на него не ставится), анкерное колесо, анкерная вилка и колесо баланса (маятника) со спиральным волоском (пружинкой). Последние три детали собраны в единый съёмный блок, который называют приставным ходом или шахманом. Все эти детали работают на рубиновых камнях-подшипниках, а вилочка анкерного колеса имеет рубиновые палеты. Это обеспечивает хорошее лёгкое скольжение, длительный и точный ход всего механизма. Период колебания зависит от размера (диаметра) баланса, упругости и длины волоска. Для точной подстройки периода колебаний баланса, а значит и точности хода часов, длина волоска изменяется поворотом рычага градусника с двумя штырьками, между которыми находится конец волоска. Его поворотом можно ускорить или замедлить ход часов в небольших пределах (несколько минут в сутки). Для поворота градусника в корпусе часов сбоку сделано отверстие с заслонкой, через которое мастер может аккуратным поворотом регулировать точность хода.
Фото из коллекции Яндекс. Для взвода пружины нужно достаточно большое усилие подвижной части электромагнита. Она сделана в виде поворотной скобы-ротора, которая закреплена на оси и поворачивается вокруг сердечника магнита -статора, из железных пластин, на которые намотана катушка из проволоки.
На фото выше видна катушка электромагнита на статоре, а справа контакты взвода пружины, правый контакт неподвижный, левый поворачивается на оси и входит в контакт с правым. При сборке, в вилочку подвижного контакта попадает штырёк на скобе, он сдвигает контакт, и он же отталкивает его обратно после взвода пружины.
При повороте взводной скобы и ослаблении пружины, в нужный момент штырёк на скобе замыкает контакты и на катушку подаётся напряжение (+12 Вольт), сердечник намагничивается, скоба поворачивается и натягивает пружину. Штырёк отодвигается и размыкает контакты. Под действием пружины и вращения колёс часового механизма, скоба проворачивается обратно до тех пор, пока контакты снова не замкнутся…
Слева на той же фотографии тепловое реле. На его биметаллическую пластину намотана катушка, через которую подаётся напряжение на электромагнит. Если по какой- либо причине контакты взвода не разомкнутся, или произойдёт замыкание проводки в часах, катушка теплового реле нагреется, пластина отогнётся и разомкнёт контакт реле, цепь разомкнётся. Иначе может случится возгорание. Во время ремонта или от резкого удара, этот контакт тоже размыкается. Для восстановления питания необходимо нажать кнопку на задней части корпуса часов.
На корпусе циферблата с обратной стороны расположены два «гнезда» для лампочек подсветки шкалы часов в тёмное время.
Лампочки вставляются в гнёзда через крепления в виде съёмных наконечников с проводом, который подключается к общей подсветке передней панели. Внутри корпуса часов на эти гнёзда одеты пластиковые колпачки. Внутренняя поверхность корпуса циферблата окрашена в голубой или зелёный цвет и в тёмное время шкала и стрелки светятся приятным нежным цветом.
Часы на «Победе» и «Волге» были практически одинаковые, но механизм установки времени был немного разным. На первых, головка вращения стрелок, была выведена прямо на нижнюю часть ободка циферблата. На вторых она была сделана через тросик-удлинитель и выводилась на панель автомобиля рядом с часами слева и ниже циферблата. А в Волге ГАЗ-24 на лицевую панель щитка приборов выходил лишь циферблат, остальное было скрыто. Время устанавливалось выведенной наружу головкой через тросик, как в ГАЗ-21.
Для возможности регулировки точности хода, на боковой стороне механизма часов, сделано небольшое, прикрытое задвижкой, окошко. При необходимости, через него можно сдвинуть градусник волоска баланса без разборки часов. Для этого нужно лишь пинцетом аккуратно повернуть в нужную сторону загнутый кончик рычага градусника.
Лучше всего часы регулировать по прибору поверки ППЧ-7М. Он имеет специальную головку с зажимом, на которую устанавливаются наручные или карманные часы. Одна сторона зажима имеет звукосниматель. Это пьезоэлемент, который передаёт звук «тикания» на электронную схему усиления и на ударный механизм, который через красящую ленту от пишущей машинки ставит метки на движущуюся бумажную ленту. Такую же, как в кассовых аппаратах. Скорость ленты стабилизирована кварцевым резонатором в термостате. То есть лента движется с точно выверенной скоростью. Если часы идут точно, на ленте рисуется дорожка из точек ровно вдоль хода ленты. Если эта линия рисуется наискосок влево или вправо от осевой, часы спешат или отстают. Поворотом прозрачного диска с линиями, которые нужно поставить параллельно дорожке на ленте, можно узнать на сколько неточно идут часы по шкале на краю диска. Прибор имеет переключатель периода колебаний для разных типов часов и регулировку усиления сигнала микрофона.
Я слегка переделал свой прибор ППЧ-7М. Я перевернул на 180 градусов часть головки, в которой находится пьезоэлемент. При этом его чувствительная часть оказалась снаружи. Так стало удобнее приставлять корпус часов к головке (её обычно называют микрофоном) в вертикальном положении (как они стоят на панели). При работающих часах, я ловил момент, когда пружина оказывалась примерно в середине своего натяжения (это натяжение влияет на точность хода) и смотрел, какую линию пишет прибор. При ровно вертикальной линии на ленте, средняя точность хода получалась очень высокой (около 1 мин. в сутки).
Вот такие часы придумали наши предки. Они, конечно, не могут сравниться точностью хода с нынешними кварцевыми, но тогда никому и на было нужно отсчитывать секунды в автомобильных часах. Достаточно было просто знать время. Ведь первые часы на городских башнях ещё не так давно имели вообще только одну стрелку — часовую! И этого людям было достаточно. Всего-то несколько столетий…
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.