В мои очумелые ручки попал старый баян. Его должны были выбросить или сжечь на костре инквизиции, но я решил его спасти от столь скорбной участи и взял к себе из уважения к почтенному возрасту. А если серьёзно (хотя это и не шутка), моей дочке с семьёй некоторое время пришлось жить в старом доме сослуживца её мужа. Старый хозяин умер, дети (два брата) жили отдельно, дом был выставлен на продажу, и один из братьев предложил зятю пожить в нём, пока не продадут. Видимо, хозяин имел отношение к музыке. Среди старых вещей, приготовленных на выброс, были нотные тетради и книги, а также музыкальные инструменты — баян, гитара и мандолина. Все они были в ужасном состоянии. Гитара и мандолина когда-то попали под затопление и полностью рассохлись, практически на дощечки, кое как местами скреплённые клеем между собой. Даже грифы разошлись на части по месту склейки, гитара вся в трещинах, дека мандолины тоже растрескалась, а задняя часть корпуса была похожа на веер из дощечек-лепестков. Но, главное, всё было в комплекте, даже некоторые струны сохранились. Если деревянные инструменты нужно было просто заново склеить (что я через некоторое время и сделал), то с баяном всё обстояло гораздо хуже. Может быть, он попал под тот же потоп, что и другие инструменты. Хотя следов воды видно не было. И его никто не разбирал, не было царапин на винтах и старой краске. Но внутри корпуса болтались какие-то детали, а кнопки на обеих клавиатурах не работали. Некоторые кнопки не нажимались, другие торчали наружу или болтались как … в проруби. При растяжении меха, он только жалобно со свистом шипел. Все инструменты я забрал для реставрации. Гитару и мандолину я восстановил довольно быстро, а баян оставил на десерт. С ремонтом гитары я уже сталкивался и начал с неё, ушло на это около недели, ещё пара недель ушла на мандолину. Работа достаточно сложная, но знакомая. Получилось всё хорошо, даже лучше, чем я ожидал. Но главная работа ещё только предстояла. Никакой литературы или информации в сети об устройстве баяна я не нашёл. Только о том, как играть и о видах клавиатуры и отличии от гармони и аккордеона. Решил разобрать и понять всё самостоятельно.
Всё это происходило два года назад. Я тогда не догадался сделать фотографии по ходу его реставрации. На Дзене я ещё не писа́л и они мне не были нужны. Теперь мне придётся его снова разобрать, чтобы сделать статью более наглядной и интересной. Руководством к ремонту она не станет, но узнать, что там внутри, кому-то будет интересно. И вся эта статья, я так думаю, будет больше похожа на рассказ с техническими подробностями, чем те, которые напи́саны мной до сих пор.
Я понятия не имел об устройстве баяна и не знал даже части того, что знаю о нём сейчас. Мне так не терпелось начать ремонт, что не задумываясь о последствиях, я начал работу с его разборки. Надеялся только на интуицию и умение «видеть» механизмы (обычное умение нормального механика)😗.
Профессиональный мастер сумел бы отремонтировать баян за несколько дней. У меня на всю работу ушло больше месяца. Для начала, я освободил свой рабочий стол на лоджии от всякого хлама, который накопился с моего очередного отъезда к старшей дочери и, неминуемого наведения на нём порядка, моей старшей женой (шучу). После возвращения я обычно пару месяцев ругаю её за ненужную инициативу, потом постепенно привыкаю и стол снова обрастает всякой всячиной. Ещё мне понадобился новый фломастер с тонкой линией и быстросохнущими чернилами для меток на разбираемых деталях и обычный инструмент — отвёртки, плоскогубцы, пинцет и прочее…, но это и так всё под рукой.
С высоты своего сегодняшнего опыта, расскажу немного об устройстве гармони, баяна и аккордеона. Все они используют один и тот же принцип работы — извлечение звуков посредством сжатия и растягивания меха-гармошки и кнопок или клавиш, при нажатии на которые, создаваемый мехом воздушный поток извлекает эти самые звуки из данного устройства.
Теперь подробнее о том, что я понял. Все эти инструменты во первых, являются язычковыми пневматическими или, понятнее, духовыми музыкальными инструментами, так как звук извлекается посредством колебания стального язычка продуванием через него воздуха. Только воздушный поток создаётся не нашими лёгкими, как в губной гармошке, а мехом инструмента при его растяжении или сжатии. Во вторых, это сочетание сложной механики и звуковой духовой части, состоящей из очень большого количества алюминиевых планок со стальными пластинками-язычками, которые вибрируя при прохождении через них воздушного потока, издают этот тягучий неповторимый звук. Как я выяснил позже, они называются «Голоса́«, ещё их называют Голосовые планки.
Все, наверное, видели или пробовали играть на губной гармошке. Там тоже есть Голоса, но они сделаны несколько иначе. Такие же стальные пластинки одним своим концом приклёпаны каждый в своё окошко общей алюминиевой пластины. Каждый язычок имеет свою резонансную частоту и все они разделены друг от друга перегородками так, что образуют отдельные воздушные каналы, свой для каждого язычка. Если в них дуть ртом воздух, они издают каждый свой звук. Язычок приклёпан к окошкам так, что звучит при прохождении воздуха только с одной стороны общей пластины — обратной той, где находится язычок. Он слегка отогнут от основания. При прохождении воздуха с обратной стороны, он прижимается к окошку и не звучит. Поэтому в губной гармошке сделаны две одинаковых пластины с одинаковыми язычками. Они установлены плоскостями параллельно друг другу. Между ними стоит прокладка с воздушными каналами и, при вдувании воздуха ртом в канал, звучит язычок верхней пластины, у которой он снаружи. Если же воздух втягивается обратно, звучит язычок нижней пластины, у которой он внутри. В итоге, язычки одного тона звучат и при выдохе воздуха в канал гармошки, и при вдохе. Только в губной гармошке есть одна хитрость — в ней не берётся только одна нота. Губы охватывают сразу три канала, а издаваемые ими звуки (ноты) подобраны так, что получается трезвучие. То есть играют на ней не нотами, а аккордами.
В настоящей гармони принцип звукообразования такой же, но для извлечения каждого звука, каждой ноты, имеется своя планка (Голос) с язычками на «вдох» и «выдох» — растяжение или сжатие меха гармони. При нажатии на любую кнопку правой клавиатуры, связанный с нею рычаг поднимает другим своим концом подушечку, открывающую канал, соединяющий внутреннюю полость баяна и определённого канала, заканчивающегося Голосом одной из звуковых частот, на которую он настроен. И так вся правая клавиатура — каждой её кнопке соответствует свой Голос. Кнопки расположены строго в определённой последовательности, и музыкант играет мелодию, нажимая нужные кнопки-пуговки. Если ему нужно играть аккордами, он нажимает не одну, а сразу две, три, четыре или пять всеми пальцами руки. Плюс к этому он использует разные приёмы переборов и прочих хитростей для дополнительных эффектов. Сразу скажу: я играть на баяне не умею, только на гитаре и немного на клавишных, поэтому в терминах баянистов и аккордеонистов не силён. Могу что-то назвать неправильно. До этого времени я и сам не очень понимал, как устроены баян и подобный ему аккордеон. Насколько я знаю, различаются они только правой клавиатурой (у аккордеона она не на кнопках-пуговках, а фортепианная, с клавишами), а левая клавиатура у них одинаковая.
Она имеет сразу несколько рядов кнопок. На моём их пять. Два первых от меха ряда- это басовые ноты. Третий — мажорные трезвучия, т.е. при нажатии одной кнопки открывались сразу три канала и звучало три ноты, входящие в мажорный аккорд от ноты этой кнопки. Четвёртый ряд — так же, но минорные аккорды (трезвучия), а пятый — это септаккорды, они состоят уже из четырёх нот.
Правая клавиатура бывает ещё пятирядной, у неё два дополнительных ряда дублируют два первых для удобства распальцовки при игре. Левая тоже может иметь дополнительный шестой ряд кнопок — уменьшенные септаккорды. Об их назначении я рассказывать не буду, статья об устройстве баяна, а не по теории музыки.
Я как-то пропустил ещё одно устройство в баяне (так же, как в аккордеоне) — раздвижные меха. Это средняя часть инструмента. Сделаны меха в виде растягивающейся гармошки (откуда и название всех подобных инструментов — Гармонь).
Они сделаны из специального плотного картона в несколько сложных этапов — раскроя, изгиба и сушки четырёх сторон- гармошек, состыковки их в одно целое в виде прямоугольной раздвигаемой трубы. Её оклеивают тканью с красочным рисунком, который появляется при растяжении мехов, или одним цветом без рисунка. Места сгиба гофра растяжения меха проклеивают тонкой кожей, а углы скрепляют металлическими накладками-зажимами. Края полученного меха вклеивают в деревянные рамки, которые соединяют левую и правую части инструмента. Это всё я узнал из сети при подготовки к этой статье. А пока, разбирая свой баян, я просто вытащил плоскогубцами по 3 шпильки в виде гвоздика с округлой шляпкой с лицевой и обратной стороны гофра на её рамке. После этого части корпуса клавиатуры отделяются от меха.
Когда я разобрал таким образом баян, вернее, снял только одну сторону клавиатуры и заглянул внутрь, моему взору открылась удручающая картина — внутри была куча пластинок с приклёпанными к ним упругими стальными полосками. Это были Голоса́. Они почти все отвалились от плоских коробо́в с окошками, к которым должна были быть приклеены. На своих местах оставалось только небольшая их часть, процентов около десяти, не больше. Я их все высыпал на стол, нашёл коробку из под обуви и сложил их в неё. Затем фломастером подписал все короба́.
Я их пронумеровал , чтобы потом легче было поставить на свои места, и нарисовал на бумаге их расположение. Каждый ко́роб крепился к корпусу металлической скобой в виде буквы «Г». Кстати, как я вычитал на одном сайте по продаже запчастей для музыкальных инструментов, эти короба́ называются резонаторами. Скобы поворачиваются узкими плоскогубцами и выходят из прорези на торце резонатора.
Я их снял и отложил в сторону. Это была правая клавиатура. В её устройстве не было ничего непонятного и сложного. А вот когда я снял левую сторону, это был удар по мозгу. Там были тоже резонаторы с прорезями для Голосов, но ещё и куча плоских металлических рычагов с приваренными к ним проволочными отводами. Но о левой клавиатуре я расскажу позже. А пока нужно заняться россыпью Звуковых планок — Голосов.
Начал я с их сортировки . Для определения точной резонансной частоты каждого Голоса я использовал смартфон. Вернее программу для настройки «Pano Tuner«. До этого я использовал её для точной настройки гитары, но для новой задачи она подошла идеально. Это определитель частоты любого звука, который звучит в данный момент рядом со смартфоном с точностью до десятых долей герца.
Она высвечивается на шкале в виде ноты и в числовом значении в окошке под шкалой. Сначала я пытался продувать воздух через Голоса́, но они имеют разный размер, и мне пришлось бы делать приспособление для их установки и продувки. Оказалось, что достаточно просто положить их рядом со смартфоном и ногтём или гитарным медиатором дёргать стальную пластинку на Голосе. Она некоторое время издаёт звук и этого достаточно для измерения её частоты резонанса, т. е. ноты звучания. Я разложил все Голоса́ по размеру и измерил их резонансы и ноты звучания. Тонким фломастером я написа́л их прямо на пластинках рядом с язычками. Потом мне пришлось полазить по интернету и найти соответствие каждой кнопки на клавиатурах баяна и издаваемой ноте при их нажатии. Размеры планок различаются у левой и правой клавиатур (басовые левой крупнее, чем правые). Я разложил их по порядку и начал приклеивать на соответствующие окошки резонаторов. Просто нажимал на кнопку и прослеживал клапан, открывающийся на клавиатуре и канал для этой кнопки на резонаторе. Это было не трудно, а вот чем приклеивать, это вопрос! Как я узнал, для этой цели используется мастика на основе воска, канифоли и даже шеллака, но я использовал свой метод, т. к. эта мастика долго застывает и её нужно делать. А я начал их крепить первоначально клеем «Космофен».
Это то же, что суперклей в малюсеньких тюбиках. Я решил крепить сначала по чуть-чуть уголки планок, а уже потом замазать мастикой, но он тоже не сразу схватывается, нужно ждать около минуты, потом попробовал отрывать, получилось достаточно легко… А потом я стал клеить по уголкам и сразу посыпать содой. Клей мгновенно схватывается. Проверяю, затем подаю клей по всему периметру и снова посыпаю содой. Получается сплошной герметичный шов. И если нужно оторвать, то никаких проблем. Подцепляешь лезвием и готово. По моему, гораздо эффективнее мастики. Но, слово за профессионалами. На моём баяне те планки, которые остались на своих местах, еле держались. Мастика высохла и перестала их держать, тоже пришлось переклеивать. Так что, в этом баяне они просто поотскакивали. Может быть его роняли, не знаю, следов удара я тоже не обнаружил… Примерно за пол-дня я установил и приклеил на место все Пла́нки-Голоса́. Осталось наладить механику левой и правой клавиатуры. А это будет сложнее, чем то, что было до сих пор.
Но об этом я расскажу в следующей, надеюсь, последней части моего рассказа. Именно рассказа, а не руководства по ремонту.
Прошу тех, кто занимается таким ремонтом профессионально, не очень ругать меня за не своё дело. Очень уж я люблю делать что-то новое и необычное для меня. И призываю тех, кому нужен настоящий ремонт, делать его у настоящих мастеров. Особенно, если собираетесь использовать инструмент по прямому назначению — извлекать звуки музыки. Мне было легче, ведь я ничем не рисковал, баян был обречён на гибель. А у меня, в конечном итоге, всё получилось. Но об этом позже.
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.