Для нынешнего молодого поколения (и для существенной части их родителей, бабушек и дедушек), совершенно обычным являются устройства воспроизведения качественного цифрового звука. Любая музыка, речь и прочие звуки легко записываются и хранятся на устройствах, которые мы, на нерусский манер, называем гаджеты. Мы уже, даже не задумываясь, нажимаем кнопку или просто касаемся экрана на наших умных коробочках и, вуаля — никаких проблем… Что нужно — записывается, что нужно — воспроизводится. Я не буду Вас «грузить» и рассказывать о принципе действия и истории изобретения звуковых устройств. Об этом учат в школе на уроках физики. Но ве́рхом совершенства в начале второй половины 20-го века по качеству записи и воспроизведения были грампластинки. А это механическая запись и воспроизведение. Сначала они были хрупкими и вмещали на одной стороне только одну песню или что-либо другое той же длительности, затем технологии и материалы совершенствовались, пластинки стали делать из винила и помещалось уже до 10 песен… Но устройства были достаточно нежными и использовались, за редким исключением, стационарно. Потом появились магнитофоны. Придуманы они были ещё в конце 19 — начале 20 века, но были до́роги и несовершенны. В быту они были двух видов — плёночные на катушках, и кассетные. Выглядели они примерно так (фото из Яндекс-картинок).
Их бурное развитие и появление в домах простых людей пришлось на вторую половину, так часто упоминаемого мной 20 века. Но это так, предисловие, а рассказать я хочу об умельцах, которые не хотели мириться с дефицитом, высокой стоимостью и несовершенством этих устройств.
Те устройства, о которых я собираюсь рассказать, уже имели электронную начинку. Вначале ламповую, а затем транзисторную. Электроники я углублённо касаться не буду, это тема отдельного разговора… Расскажу о механике. Вначале о грампластинках. О записи звуковой дорожки на пластинках я уже рассказывал в статье Фотография со звуком или музыка на костях. Бо́льший интерес был в качественном воспроизведении звука. Купить грампластинки с записями музыки хорошего качества не составляло большого труда, разве что импортных. А вот хороший проигрыватель и звуковые колонки стоили дорого. Не каждый мог себе их позволить.
Так выглядел импортный дорогой и качественный проигрыватель.
Зато сделать могли довольно многие. Народ был изобретательный, технически грамотный, руки росли откуда надо. Развлечений, отнимающих свободное время, было немного, и люди творили. Многие, кто хотел что-то сделать, имели свои мастерские и инструменты. Многие имели возможность заниматься этим на работе и, без угрызений совести, этим пользовались. Другие имели знакомых и не очень знакомых, которые за небольшую плату или, чаще, за бутылку домашней или магазинной валюты, помогали изготовить необходимые узлы и детали… И народ творил. Я лично знал много таких людей, которые делали своими руками такие аппараты, что впору гордиться знакомству с ними. Один мой близкий товарищ сделал проигрыватель, подобный которому в продаже появился лет через пять. В больших городах, наверное, и раньше, А в нашей провинции, мы таких ещё точно не видели. Там было столько тонкой токарной и слесарной работы, что трудно было поверить, в то, что вся она выполнена на простом небольшом токарном станке для школьной мастерской. Просто у него на работе использовали именно такой. Главное в таком проигрывателе — это плавное и стабильное вращение диска, на который кладётся грампластинка. Скорость должна быть ровно 33 и 1/3 оборота в минуту. Большой алюминиевый диск, с впресованной в него стальной осью, вращался в бронзовой втулке и опирался на стальной шарик. На боковой стороне этого диска нанесены вертикальные ри́ски, которые подсвечиваются неоновой лампой мерцающей с частотой 50 Герц (это частота тока в сети).
Примерно так выглядит диск проигрывателя с ри́сками для стробоскопа.
Стабилизатор скорости электродвигателя имел небольшую регулировку и, при достижении частоты вращения диска 33 и 1/3 об/мин., эти ри́ски как бы останавливаются и, кажется, что диск не двигается. Это стробоскопический эффект. Число ри́сок кратно 50-ти. Для вращения диска под ним стоял небольшой электродвигатель от какого-то негражданского агрегата и через небольшой шкив на своей оси и резиновое кольцо крутил большой шкив на нижней части диска для пластинок. Для синхронизации вращения двигателя использовались те же ри́ски на боковой поверхности диска. С левой его стороны стояли скрытые лампочка и фототранзистор, разделённые перегородкой. Свет отражался от полированной поверхности и, за счёт чёрных полосок, попадал на этот транзистор. Импульсы с него обрабатывались небольшой схемой и сравнивались с контрольным генератором импульсов схемы. А она регулировала напряжение двигателя и, соответственно его обороты. А на панель проигрывателя был выведен регулятор для тонкой подстройки по стробоскопу с неоновой лампочкой описанный выше. Рядом с диском на шарнире из двух колец находится тонарм (рычаг с системой противовесов) на конце которого установлена головка звукоснимателя с алмазной иглой. Дело в том, что игла звукоснимателя ложится на очень тонкую дорожку-царапину на поверхности грампластинки, она колеблется с частотой звука, который на ней записан. При этом она, неизбежно, царапает пластинку и портит её. Чем сильнее давит, тем больше портит. Сейчас, с цифровых носителей, мы не слышим посторонних шумов. А тогда на всех проигрывателях присутствовал посторонний шорох от движения иглы по дорожке. Со временем он усиливался, появлялись царапины (щелчки при воспроизведении) и пластинка приходила в негодность. Поэтому теперь, при реставрации старых грампластинок, уходит много труда (в том числе и ручного), для удаления щелчков и шороха.
Это фото тонарма из сети. Их было множество, но принцип работы такой же.
Тонарм имел две степени свободы — по повороту в стороны и вверх-вниз. Противовесами он балансировался так, что игла звукоснимателя едва касалась пластинки. Нажим регулировался такой, чтобы головка едва касалась пластинки. Увеличивать его приходилось только для неровных пластинок, чтобы звукосниматель не подпрыгивал и не терял дорожку.
Примерно так выглядел проигрыватель моего товарища. Даже прозрачная крышка была склеена дихлорэтаном и выглядела так же.
Ещё в механизм проигрывателя рядом с основанием тонарма, было встроено устройство мягкого опускания головки звукоснимателя. Ведь большинство царапин на пластинке появлялось именно при этом действии, особенно после нескольких рюмочек хмельного. А так, подвигаем головку к краю пластинки, нажимаем кнопку или рычажок, и головка на штанге медленно опускается на дорожку, не травмируя пластинку. Чаще всего его делали в виде трубочки, один конец которой был почти полностью заглушен, с поршнем, который под действием пружины медленно опускал скобу, на которую опиралась штанга головки. Или поршень в трубке двигался по густой смазке и тоже сдерживал его быстрое опускание.
Я всё так подробно описываю, чтобы Вы могли представить себе, сколько трудностей нужно было преодолеть, чтобы получить то, о чём сейчас не нужно даже думать. И обычный пользователь тогда должен был всё это учитывать, регулировать, беречь пластинки, протирать их особыми мягкими тряпочками, иногда мыть с мылом и сушить в вертикальном положении… Кстати, хранить их тоже рекомендовали не лёжа, а стоя. У меломанов для этого были целые стеллажи с ячейками для пластинок. А сейчас вся огромная коллекция такого любителя музыки умещается на флешку или диск компьютера. Качество записи неизменно и очень высоко. И не нужно искать эти пластинки и покупать их за большие деньги. Я сам покупал с рук не очень новые пластинки Битлз, Роллинг стоунс и другие по цене от 80 рублей и выше. А это почти моя зарплата. Копить приходилось долго. А ведь их нужно было ещё и найти…
Но вернусь к рассказу. Когда я увидел это чудо, загорелся сделать себе такой же. Звучание было очень хорошее даже просто на два динамика. Я помогал ему делать колонки. И мы их сделали. Очень хорошие, из толстой фанеры, с резонансными каналами, трёхполосные… Самое сложное было найти нужные динамики. Но сделали. Когда было время, я приходил к нему просто послушать музыку за рюмочной чая.
Себе я такой проигрыватель тоже сделал, но деку (механику проигрывателя) купил готовую. Как раз к тому времени появились так называемые приставки для внешних усилителей. Она была сделана по тому же принципу, что и его самодельный, только в заводских условиях и в готовом корпусе. Я сделал стерео усилитель сам и вставил его в тот же корпус. Колонки тоже были самодельные. Теперь уже ко мне приходили друзья слушать музыку.
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.