В первой части статьи я рассказал о моей встрече с этой удивительной и новой для меня конструкцией — баяном. Это действительно оказалось очень интересно и познавательно. До этого я часто сталкивался с ним, но в чужих руках. Всегда нравился этот своеобразный переливчатый звук, который едва ли не знаком всем любителям музыки, даже если Вы далеки от тех жанров, где он активно используется. Но пора продолжить мой рассказ…
Итак, баян разобран. Звуковые планки — Голоса́, отскочившие со своих мест из за рассохшейся мастики, на которой они держались на резонаторах, рассортированы по размеру, и на каждом из них сделана надпись его резонансной частоты. Затем они приклеены на свои места — окна на резонаторах. Теперь пора разобраться в их работе в баяне. Они в нём — главный элемент. Именно от них зависит неповторимый звук, который мы слышим, когда он в руках мастера заставляет наши сердца трепетать, петь и плакать. Но это лирическое вступление. А я немного разобрался как это происходит и поделюсь этой информацией с Вами. Начнём с Резонатора.
Это узкий деревянный ко́роб с окошками на боковых поверхностях, на которых закреплены Голоса́. Все они отделены друг от друга перегородками. Причём на один канал приходится на две одинаковые планки, настроенные на одну ноту. Каждая из них расположена на противоположных сторонах резонатора в одном канале, хотя внутри каждого канала они тоже разделены перегородкой. Только с внутренним пространством баяна — мехом, они соеденены через один клапан. То есть они обе издают один и тот же звук, одной ноты при нажатии на «свою»кнопку клавиатуры и сжатии или растягивании меха. Но есть один нюанс — их резонансная частота немного различается. Совсем немного, на 1-2 Герца, но когда они звучат вместе, появляется небольшое «биение» их частоты, и это создаёт тот самый перелив звука, который мы слышим. Если нажаты несколько кнопок, открываются соответствующие им каналы и звучит аккорд.
Для удобства игры на баяне имеются две клавиатуры — левая и правая. Для начала разберёмся с правой. На ней играется основная, сольная часть музыкального произведения. Вторая — это аккомпанемент басами и аккордами. Правая клавиатура состоит из трёх рядов кнопок на удобной подставке в виде дощечки с прорезями для подвижных рычагов-коромысел с кнопками на концах, которая называется грифом.
При нажатии на кнопку, рычаг опускается, открывая другим концом с подушечкой канал, соединяющий пространство меха с Голосом на резонаторе. И так все кнопки. Внутри корпуса установлены три резонатора и каждая кнопка баяна соединена своим каналом с парой одинаковых Голосов в одном из резонаторов.
Три резонатора соответствуют трём рядам кнопок на грифе. Они и разделены на два рядом для двух внутренних, и один для крайнего ряда кнопок. При снятии корпуса грифа видно, что рычаги двух рядов закреплены на корпусе правой части баяна, а один ряд прямо на самом грифе. И только концы коромысел торчат наружу, и при установке на место, передают нажатие кнопок на привод подушечек клапанов своего резонатора. Чтобы увидеть устройство клавиатуры, нужно выкрутить по два шурупа с кольцами вместо шляпок с каждой фальшпанели, закрывающих всю эту механику.
Для снятия грифа, с обратной стороны в корпусе, рядом со средним резонатором нужно выкрутить два шурупа и аккуратно снять гриф. Вот теперь нам и видна вся механика правой клавиатуры. Да же на фото видно, что её устройство довольно простое и понятное. Всё прекрасно видно и доступно. Сломать её, конечно можно, но для этого нужно постараться. Я её открыл, только чтобы посмотреть и понять принцип работы. Ремонтировать ничего не пришлось, только прочистил кисточкой от пыли и слегка смазал шарниры. После этого поставил на место гриф и фальшпанели.
Все три резонатора уже установлены, кнопки нажимаются, клапана в порядке, мех отреставрирован. Дело за «малым» — отремонтировать левую клавиатуру и собрать всё в единое целое.
Пока ничего сложного в моём рассказе не было. Всё вполне ожидаемо и ясно. Даже глядя на фотографии, можно всё понять и разобраться в этой конструкции. Но, когда я открыл левую клавиатуру, понял, что с наскока с ней не разобраться. По правде говоря, сначала я даже был немного ошарашен её конструкцией. Просто не ожидал такое увидеть. Изнутри, со стороны меха всё просто — всего два кротких резонатора, Голоса, вернее окна для них, заметно крупнее… Значит и возни с ними должно быть меньше. Пока не снял фальшпанель и не увидел, что под ней. Но об этом придётся рассказать позже в третьей, последней части статьи.
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.