Это ещё одна статья, за которую я обязательно получу не самые приятные отзывы и комментарии. Но написа́ть её я просто должен, чтобы не забылось, как мы шпаргалили в 60-х — 70-х годах прошлого ХХ-го века.
Способов списать что-либо на контрольной или экзамене было много. Сейчас их, конечно, больше. Время диктует свои технологии, но и мы не скучали. Все способы я, конечно, не опишу. Только те, которыми пользовались я и мои знакомые. Самое простое, это всякие маленькие листочки, гармошки, ленточки…
Этим грешили все, у кого были крепкие нервы и «честные глаза». Ведь достать такую шпаргалку, выбрав её из пачки других, нужно было спокойно, уверенно и, порой, глядя в глаза преподавателю. Суета и неуверенность сразу выдавала диверсанта. Этим я не «открою Америку», всё актуально и сейчас.
Были ребята, которые создавали целую библиотеку листочков на резиночках в рукаве. Такие делались на полосках по длине тетрадной страницы и вмещали на двух сторонах очень много информации. Несколько таких полосок крепились резинками внутри левого рукава так, что их края были скрыты, но неглубоко. Пальцами их можно было достать. На краях стояли номера. Оставалось заглянуть в путеводитель, который был доступен отдельно от основных листков. Даже в другом рукаве. По нему выбирался номер листка, и он подтягивался из рукава. Листок прижимался пальцами левой руки к ладони. Оставалось только списать. При малейшей опасности пальцы ослаблялись и шпаргалка исчезала.
Девочки использовали свои методы. Они писа́ли нужный текст или формулы на ногах выше коленок и, подтягивая подол, списывали то, что нужно. Но их на этом иногда ловили. Преподаватели замечали, что они смотрят под парту. А если действительно хотели поймать, просто просили показать коленки, особенно женщины. Тогда о правах детей особенно не заморачивались. Не то, что сейчас. Могут и пожаловаться…
Мне понравилась одна конструкция, косвенно имеющая отношение к фотоаппаратам. Тоже нужен был длинный рукав пиджака. Две кассеты для плёнки соединялись часовым ремешком так, что между их прорезями оставалось небольшая щель. Сверху, на запястье левой руки были часы, а снизу эти кассеты. На катушки в них была намотана лента из засвеченной плёнки эмульсией наружу (она светлая), а на ней мелким почерком записана нужная информация. Плёнка своими концами накрепко закреплялась на катушках. Только небольшой её участок был виден между кассетами. С собой имелся карандаш с пропилом на торце, который вставлялся в кассету, и плёнка перематывалась с одной катушки на другую в любую сторону. Когда рукав полностью опущен, вся конструкция скрывалась. Но стоило немного двинуть плечом, она высовывалась наружу. Рука поворачивалась ладонью вверх, карандашом проматывалась плёнка и находилась нужная информация. Неудобством было то, что кассеты довольно толстые и это мешало руке лежать на столе, и нужно было всегда быть на чеку, и поглядывать по сторонам за учителями и наблюдателями. При необходимости, рукав подтягивался, а рука переворачивалась. Но этим способом списать было достаточно легко.
Я пользовался другим способом. Делал фотографии нужного материала на совсем маленьких листочках. Обычно это был размер 4,5 на 6 см. (половинка листа фотобумаги 6 на 9 см.). Лист размера для печатной машинки с нужной информацией фотографировался с помощью фотоувеличителя. Да, именно фотоувеличителя. В его лоток, переделанный так, что заряженная плёнка с боков была защищена от света, ставилась обычная проявленная плёнка и при включённой лампе увеличителя, выбиралось расстояние до белого листа в кадрирующей рамке так, чтобы он весь помешался в кадр. По изображению на плёнке наводилась резкость. Затем вместо него, на то же место, ложился лист с информацией будущей шпаргалки, а на место плёнки заряжался кусочек самой мелкозернистой плёнки размером на один кадр с небольшим запасом, чувствительностью всего 16 единиц ГОСТа. Эта плёнка могла обрабатываться при тёмно-красном свете, и всё делалось легко, не на ощупь. Диафрагма на объективе увеличителя зажималась до максимума и, с двух сторон листа под объективом, включались лампы с отражателями (были такие специальные лампы для засветки плёнки при позитивном проявлении). Время засветки подбиралось опытным путём. То есть фотоувеличитель выполнял роль копировального фотоаппарата. Эти кусочки плёнки складывались в чёрный конверт, а затем проявлялись в ванночке для фотобумаги самым контрастным проявителем из имеющихся в наличии. После закрепления, промывки и просушки, каждый из них снова вставлялся в увеличитель для печати на фотобумаге. Весь процесс описан мною длинно и немного путано, но на практике всё делалось довольно быстро. Такой сложный процесс был из-за того, что просто сфотографировать нужное, было нечем. Для таких целей было нужно специальное фотокопировальное оборудование. А его не было. Зеркальных фотоаппаратов тоже ещё не знали, вот и изощрялись кто во что горазд. Мне повезло тем, что рядом с моим домом была совхозная фотолаборатория и хозяйничала там наша соседка. Она мне полностью доверяла и научила всем этим премудростям. Зато при таком процессе негативы получались очень резкие и контрастные. На двух фотографиях помещалось достаточно большое сочинение по литературе. Оригиналы писались мелким почерком, а глаза были молодыми и зоркими. Но главное во всей этой затее было не списать, а сделать шпаргалку. Я ими пользовался легко и непринуждённо. Меня никогда не могли на этом поймать. В этом был настоящий спортивный интерес. Пока делались эти «шпоры», всё написанное на них и так врезалось в память. Особой нужды в них не было, только азарт обвести учителя «вокруг пальца». Пригодилось умение списывать мне гораздо позже, уже в институте. Там это выручало много раз. Лекции прогуливались, учить было некогда. Правда, такие мудрёные способы не применялись. Легче было выучить, чем потратить столько времени на шпаргалку. Просто брал с собой учебник за пазуху, или несколько бумажек с формулами или тезисами…
Но кое для кого производство и продажа шпаргалок было достаточно прибыльным делом. Когда я поступал в ВУЗ, для абитуриентов продавалось с рук очень много подобных моим фотошпаргалок. Их предлагали «тёмные личности» прямо рядом с аудиториями приёмных экзаменов. Качество изготовления было не хуже моего, про содержание ничего сказать не могу. Например, тексты сочинений по литературе были все одинаковые. Экзаменаторы их уже знали наизусть и заваливали за плагиат очень многих. Хотя слова такого многие и не знали.
Тот, кто скажет, что это не честно и стыдно об этом говорить, скорее всего, зануда и зубрила. Все мы были молодыми и не всегда жили по правилам. А уж нормальный (пусть и бывший) студент, только улыбнётся и вспомнит свои грешки, без сожаления и покаяния. Только с ностальгией.
Пишите о своём подобном опыте и не бойтесь осуждения. Это была наша молодость и нам есть, что вспомнить. А захотите поругать, ругайте…
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.