После разговора о воспроизведении грампластинок пришло время вспомнить о следующем этапе звукозаписи — магнитофонах. Эти устройства произвели революцию в жизни простых и непростых людей. Они хороши́ тем, что очень быстро стали доступны для применения большим кругом потребителей. Относительная простота сами́х устройств, лёгкость их использования и невысокая цена расходных материалов, сделали их поистине всенародными. С них мы впервые услышали свой голос и очень удивились его звучанию. Услышали голоса любимых, но не обласканных властью бардов, таких, как Визбор, Галич, Клячкин, Окуджава, Городницкий… И, конечно, первый среди всех — Высоцкий. Но главное — не просто услышать, а самому записать. Записать всё, что только пожелаешь. Никого не прося, не ожидая своей очереди. Не оглядываясь, одобрит или нет твой выбор кто-то другой. И как просто всё это делается! Поставил катушку с лентой в магнитофон, подключил микрофон, радио, проигрыватель или другой магнитофон… и нажал кнопку! Всё! Началась запись. Не всем удавалось «достать» сам аппарат и плёнки к нему, но это довольно быстро наладилось. Поначалу магнитофоны были до́роги, довольно громоздки и тяжелы́.
Я впервые получил доступ к магнитофону в середине 60-х годов. Будучи школьником, я очень интересовался техникой и пристроился помогать киномеханику в нашем совхозном клубе. У нас был большой Клуб. Специально пишу с большой буквы, потому, что в этом слове заключается не помещение, где можно было собраться вечерком потанцевать или посмотреть фильм на небольшом экране. А настоящий центр досуга для жителей всех возрастов, кроме совсем малышей. Это было два больших капитальных здания с большим залом кинотеатра со сценой, ямой для оркестра и залом, который при необходимости мог вместить больше 250 человек. Второе здание имело одно большое помещение, его называли фойе и несколько комнат для кружков и большую библиотеку. Эти два здания стояли углом друг к другу и, вдоль второго, во всю его длину с внешней стороны, была открытая огороженная площадка с рядами крепких скамеек со спинками, приподнятой крытой сценой с большим экраном и, сбоку, комнатой-подсобкой. Это был летний кинотеатр. Он вмещал в два раза больше людей, чем зимний. Каждый зал, летний и зимний имел свою кинобудку. Там, в обоих, были настоящие кинопроекторы, такие же, как в городских кинотеатрах. В этих кинозалах крутили фильмы. Сначала на обычном экране, потом и на широком. Крутили каждый день, кроме понедельника. В штате совхоза было два киномеханика. Вот к ним-то я и навязался помогать во время каникул или вечером, после школы… Так, на подхвате. Перемотать плёнку, последить за киноаппаратом, пока они курят на улице… Мой отец был в совхозе известный и уважаемый человек и его, а следовательно, и меня все знали. Постепенно мне стали доверять даже заряжать плёнку и включать аппарат при переходе с одной части (бобины на 10 минут) на следующую… В конце плёнки на каждой части на нескольких кадрах были метки в виде крестика, белых точек или цифр 1, 2 и 3 в верхнем углу кадра. Киномеханик ловил момент их появления, глядя в смотровое окно, и громко говорил: -«Первая!», его помощник, у второго аппарата, брал в руку рычаг переключения, и через несколько секунд, по второму мельканию меток, отвечал: -«Вторая!» и, после следующей метки и слов «Третья», нажимал на рычаг. Включался второй аппарат, а на первом падала заслонка перекрывающая луч прожектора. Зритель, не знающий этих тонкостей, ничего не замечал. Плёнка доматывалась на приёмную бобину, и аппарат выключался. Плёнка вынималась и уносилась на перемотку этой части на начало. Кассеты не применялись, просто бобина — плёнка смотанная в рулон. Она ставилась в аппарат на ось с односторонним плоским диском, и прижималась с открытой стороны вторым диском. Фиксировалась подвижной шпонкой, и так держалась в аппарате. Сразу после окончания, плёнку полагалось отнести в перемоточную и, на специальном станке перемотать на начало и уложить в коробку с названием фильма и номером части. Поэтому работали вдвоём. Один у аппарата, второй на перемотке. Обычно постоянно менялись местами с каждой новой частью фильма. Ведь ещё нужно было следить за графитовыми стержнями в дуговом прожекторе. Электродуга поддерживалась автоматическим сведением двух графитовых стержней, на которое подавалось постоянное высокое напряжение. Но они могли сводиться немного быстрее или медленнее и их корректировали вручную, подкручивали вперёд или назад. По мере сгорания, заменяли на новые. Так что, работы хватало всем. Я ещё долго после этой работы, глядя фильмы в кинотеатрах, шептал: -«первая…, вторая.» Иногда, когда один механик «болел» от лишней рюмки, я его даже подменял. А после 7-го и 8-го класса, на летних каникулах, меня официально принимали работать помощником киномеханика и платили зарплату. Ребёнку разрешалось работать 4 часа в день. Это как раз два вечерних сеанса. Мама очень радовалась, когда ей выдавали в кассе мою зарплату — 60 рублей, это много для ребёнка в то время. А как на меня смотрели друзья, заглядывая в кинобудку и видя меня у аппарата…
Извините за длинное отступление, пишу, и всё всплывает в памяти… Да, и тематика моих статей не противоречит этому уходу в сторону. Кто-то вспомнит, а для кого-то эти нюансы и вовсе окажутся новыми и неизвестными.
Вернусь к теме статьи. В нашем клубе были проигрыватель и магнитофон с большой коллекцией записей. Их использовали при разных мероприятиях — танцах в фойе или на улице по субботам, на праздничных мероприятиях, во время выступлений артистов — своих и гостей, танцевальных кружков и самодеятельного театра, и по разным другим поводам. Я им пользовался в свободное время (своё и клубное). Мне просто было это интересно. Был там и мощный ламповый усилитель с динамиками в кинозале. Я там слушал музыку… Было страшно интересно. Зав клубом был друг моего отца, и я этим нагло пользовался. Даже свой ключ был. Вся аппаратура находилась в каморке за кулисами на сцене.
В домах у моих знакомых магнитофонов тогда ещё не было. А у меня почти что был. Названия не помню, но он был огромный, ламповый, с большими катушками плёнки и несколькими скоростями её движения. Чем выше скорость, тем выше и качество звучания. А на передней панели зелёным светом светился индикатор уровня громкости. Это была такая электронная лампа, у которой веером сходились и расходились створки. Чем выше уровень, тем больше они сходились. Интересно, зрелище завораживало.
Постепенно магнитофоны становились доступнее. Они появились в домах у простых людей. Привычным делом стал обмен записями. Магнитофоны уже были более компактные и люди ходили с ними друг к другу и переписывали любимую музыку. В основном ещё долго пользовались грамзаписями, т. к. качество звука с них было гораздо выше, но и перезаписью с них на плёнку пользовались всё чаще. О записях бардов, я уже говорил. Их голоса всё чаще звучали из открытых окон, особенно по выходным. Что характерно, при перезаписи с ленты на ленту неизбежно страдало качество звука, терялись высокие частоты и звук начинал «плавать». И это становилось очень заметно после нескольких перезаписей, искали плёнки, записанные с оригинала. Но невозможно было знать первая ли она. А в журналах для самодельщиков стали постоянно печатать чертежи и схемы магнитофонов. Сначала ламповых, а потом и транзисторных. И их делали! Своими руками. Использовали электродвигатели от проигрывателей пластинок (они имели нужный размер и скорость вращения), вытачивали валы, шкивы, колёсики прижимных головок из резины. Выпиливали рычаги и панели. Поле для творчества было не паханное. Запись на магнитную ленту делалась за два прохода — на одну сторону ( верхнюю половинку плёнки по длине), затем она переворачивалась, и её конец становился началом второй половины ленты. Т. е. время звучания плёнки удваивалось. На плёнке получалась запись на двух дорожках. Для стирания записанного сигнала перед записывающей головкой устанавливалась стирающая, т. е. размагничивающая головка. При подаче на нее высокочастотного синусоидального напряжения, магнитная лента очищалась от записанного сигнала и могла использоваться для новой записи. Она включалась автоматически при включении функции записи. После неё плёнка проходила через записывающую и воспроизводящую головку. Вначале они делались раздельными, затем стали универсальными. Т. е. сначала в магнитофоне было три головки — записи, воспроизведения и стирающая, затем первые две заменила одна — универсальная.
С появлением двухдорожечных универсальных головок, появилась возможность записывать стереозвук. Магнитофоны стали делать четырёхдорожечные, это по две дорожки на половине ленты в каждую сторону. Для записи моно звука время звучания ещё раз удвоилось. Появился переключатель выбора первой или второй дорожки. Для записи стереозвука использовали сразу обе дорожки, по одной на каждый канал. Для этого имелся дополнительный переключатель на два положения — «моно» и «стерео«. Выходной сигнал, при «стерео», подавался на два усилителя, каждый со своей аккустической системой. А в положении «моно», сигналы с выбранной дорожки подавались сразу на оба усилителя. Бюджетным вариантом, как сейчас говорят, стали поступившие в продажу магнитофонные приставки.
Они имели полноценный лентопротяжный механизм, универсальную и стирающую головку. Все необходимые органы управления. Через некоторое время, они стали двухдорожечные и стерео. У них были для этого два тракта для записи и на выходе два предварительных усилителя… Таким образом, это был полноценный магнитофон без конечных усилителей мощности. Запись с него можно было прослушивать только через наушники, или подключить дополнительный стерео или моно усилитель. В моно режиме он был 4-х дорожечным, в стерео — 2-х. Тем, кто не хотел возиться и изготавливать лентопротяжку, со всеми вытекающими при этом трудностями, добавляли к нему стереоусилитель и радовались жизни. Впрочем, так же, поступали и с приставками для грампластинок. Как сделал и я. Всё же для радиолюбителя ближе работа со схемами и радиодеталями, чем со слесарными и токарными работами. Но я знавал людей, которые делали всё от механики до электроники, и получали очень хороший результат.
Я умышленно не стал писа́ть о конкретных моделях магнитофонов, так как тогда статья получилась бы размером со среднего размера книжку. Для того, кому нужна конкретика, есть интернет. Только включите поиск.
А потом началась эра кассетных магнитофонов. Поначалу им не доверяли, качество звука на них было ниже катушечных, т. к. скорость ленты была ниже, лента у́же. Но это быстро прошло. Их несомненные достоинства это меньшие размеры, быстрая смена кассет вместо зарядки концов плёнки, меньшее энергопотребление… Они стали применяться в автомобилях, не говоря уже о носимых батареечных и универсальных аппаратах. Для энтузиастов, любящих сделать самоделку, всё тоже стало гораздо проще. Пока кассетные магнитофоны для автомобилей были дефицитом, несколько моих близких знакомых наладили их производство. Делали кассетники сравнимые по качеству с заводскими. Изготавливали вручную всё, кроме моторчиков, пассиков, головок и некоторых деталей, которые можно было купить. Даже корпуса делали, комбинировали из металла и пластмассы. Потом это стало невыгодно. Промышленность сама стала справляться с насыщением рынка нужным количестваом этого товара. Остальные (не автомобильные) кассетники тоже стали гораздо лучше. Технологически их довели до приемлемого уровня качества звучания… Эти аппараты уже и магнитофоном трудно назвать. Они стали целыми универсальными музыкальными центрами, совмещая в себе ещё и всеволновые радиоприёмники, эквалайзеры, аккустические стерео системы…
А потом, вообще стали совмещать две лентопротяжки в одном корпусе. Появились стационарные серьёзные модели кассетных магнитофонов, и мы ими активно пользовались до появления CD и DVD дисков. И всё это на фоне свободного доступа к импортной качественной техники и кассет к ней. Сами кассеты тоже стали качественнее. Вначале они вмещали 60, а потом 90 минут записи. Были даже 120-ти минутные. Но в основном 90. Они были надёжнее и дешевле.
Сейчас у нас эра Цифры. Даже сам принцип работы звуковых устройств совсем другой. Но у многих остались и те, теперь уже ретро, проигрыватели и магнитофоны, приёмники и радиолы… Они ещё работают и могут доставить нам ностальгическое удовольствие своим звуком.
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.